Есть в истории Абхазии одновременно трагическая и героическая страница. Это судьба известного государственного деятеля советской Абхазии – Нестора Лакоба и его семьи, которая была уничтожена органами советского НКВД. Запредельную трагичность и столь же невероятный героизм истории придает личность и судьба супруги Нестора – Сарии Лакоба (1904-1939). Она погибла ровно 80 лет назад. Вчера в Русском театре драмы прошел посвященный ей мемориальный вечер. Театрализованная постановка была осуществлена по сценарию известного абхазского историка Станислава Лакоба и директора Русского театра драмы Ираклия Хинтба. Режиссер-постановщик – Джамбул Жордания. После представления мы побеседовали со Станиславом Лакоба о судьбе Сарии и ее характере, о репрессиях, жертвах и палачах.
Елена Заводская: Скажите, что вы хотели в этот сценарий вложить? Что донести до публики?
Станислав Лакоба: Я хотел показать человека, личность. Несмотря на то, что она не занимала никаких постов в правительстве, она была женщиной, она была матерью, она была женой, она была великолепным другом и человеком.
Хотелось в то же время показать колорит того времени, я имею в виду писателей, которые отметили в 1920-е и 1930-е годы особенности Сухума, Абхазии, и это прозвучало очень здорово! Бабель, Мандельштам, Мариэтта Шагинян, поэма Семена Липкина и стихотворение Мандельштама на смерть Нестора Лакоба «Абхазская песенка», я думаю, что все это создавало определенную атмосферу. И, что интересно, актерский коллектив это воспринял, они буквально за 4-5 дней сделали все это. И я очень благодарен Ираклию Хинтба, генеральному директору театра, за то, что он так отнесся ко всему, потому что был период, когда мы с его дедом Заканбеем Миканба, инженером, который очень хорошо знал Рауфа (сына Нестора и Сарии Лакоба) и дружил с ним, а с братом Сарии – Мусто учился вместе, он ездил в начале 1980-х годов с нами в Батум, чтобы получить их семейный архив, и мы получили часть этого архива.
Я подумал, что не можем мы как-то формально отмечать эту дату, понимаете! Ни круглый стол, ни какие-то речи, ни заседания не нужны, а нужно было как-то неординарно подойти. И я решил, что это возможно сделать силами Русского драматического театра.